Неоптимистичный проект. Почему не стоит ожидать чуда от консервативного бюджета-2020

Олег Устенко
Олег Устенко
советник президента Украины

Кабмин 5 ноября презентовал подготовленный ко второму чтению проект Госбюджета-2020. Основной статьей расходов станет обслуживание госдолга.

Не надо ждать чего-то прорывного от этого бюджета. По нескольким причинам.

Во-первых, не было достаточно времени для того, чтобы полностью изменить даже логику бюджетного процесса.

Наши расходы на безопасность и оборону — это почти 5% от ВВП, которых даже нельзя было касаться.

Во-вторых, надо помнить — для того, чтобы ожидать какой-то прорывной бюджет, необходимо изменить налоговую систему. А для этого тоже, с одной стороны, не было времени, а с другой — не нужно брать на себя риски, связанные с изменением налоговой системы на фоне и без того разбалансированной экономики страны.

В-третьих, надо помнить, что несколько важных констант нельзя изменять.

Первая большая константа – расходы на безопасность и оборону. И это почти 5% от ВВП, которых даже нельзя было касаться.

И вторая составляющая, которую нельзя изменить – выплаты по уже накопленному государственному долгу.

В то же время, если посмотреть на бюджет, можно увидеть, что много статей увеличили.

Мы не уверены, насколько быстро и как качественно будет проводиться борьба с детенизацией экономики, что может давать дополнительный прирост в государственный бюджет, в доходную часть государственного бюджета.

В целом рост составил порядка 10%. Откуда взялись эти 10%? С одной стороны, это уровень инфляции, на который нужно было сделать корректировку. С другой стороны, это тот относительно неплохой экономический рост, который прогнозируется на следующий год на уровне около 3,5%.

Действительно, сейчас это может казаться мало. Но весь предложенный бюджет является аморфным с точки зрения главных показателей поступлений.

Во-первых, мы не уверены, насколько быстро и как качественно будет проводиться борьба с детенизацией экономики, что может давать дополнительный прирост в государственный бюджет, в доходную часть государственного бюджета.

Во-вторых, правительство не уверено в том, каким образом и как быстро уменьшится уровень контрабанды. Речь идет о почти $5 млрд, которые сейчас недополучает государственный бюджет от контрабанды.

Учитывая это, на мой взгляд, было бы целесообразно разработать механизм использования дополнительных поступлений в государственный бюджет и от того, насколько эффективно будут проводиться реформаторские мероприятия по улучшению бизнес-климата в стране.

Относительно дополнительных поступлений в государственный бюджет. Надо обратить внимание на то, что правительство сильно увеличивает размер расходов на инфраструктурные проекты. Это увеличение почти на 40%.

Почему, на мой взгляд, это делается. Правительство руководствуется такой логикой. Считается, что это, во-первых, позволит отремонтировать или улучшить ту инфраструктуру, которая у нас есть и находится не в лучшем состоянии. Во-вторых, это дополнительные рабочие места. Это такое своеобразное стимулирование экономики и количества рабочих мест в экономике.

В целом мы видим достаточно консервативный бюджет, основанный на консервативных предположениях. Но это, на мой взгляд, лучше, чем если бы мы имели слишком оптимистичный бюджет.

В-третьих, ожидается определенный дополнительный эффект, который будет распространен на другие секторы экономики, тоже зависящие от развития инфраструктуры.

В целом мы видим достаточно консервативный бюджет, основанный на консервативных предположениях. Но это, на мой взгляд, лучше, чем если бы мы имели слишком оптимистичный бюджет.


Если бы бюджет был слишком оптимистичным, с большим уровнем роста, со значительными поступлениями в доходную часть, это бы означало, что в случае его невыполнения и в случае неоптимистичного развития ситуации, мы просто поставили бы под угрозу всю расходную часть бюджета. А это уже было бы гораздо хуже.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии

Все новости