FATCA: Украина сделала шаг к обмену данными с США

Вадим Медведев
Вадим Медведев
партнер налоговой практики и практики судебных споров AVELLUM

29 октября Верховная Рада приняла законопроект о ратификации соглашения между Украиной и США об имплементации FATCA*. Законопроект был внесен в Верховную Раду под номером 0001. Что известно об этом соглашении и какие изменения произойдут после принятия нового закона?

Закон США «О налоговых требованиях к иностранным счетам» (FATCA) действует с 1 июля 2014 года. Его цель — помешать уклонению от уплаты налогов американскими гражданами путем использования иностранных банковских счетов.

В этом же, 2014 году, Организация экономического сотрудничества и развития (OECD*) приняла и «Единый стандарт отчетности» — стандарт автоматического обмена налоговой и финансовой информацией, разработанный по образцу FATCA с юридической основой в виде Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам.

Международный обмен налоговой информацией это мировая тенденция, которую изначально внедрили американцы, чтобы контролировать доходы своих граждан в любой точке планеты.

Украина обязалась ратифицировать FATCA еще в 2013 году, но фактически лишь в феврале 2017 года в Киеве было подписано Межправительственное соглашение о применении американского закона «О налоговых требованиях к иностранным счетам», в рамках которого Украина обязалась в одностороннем порядке предоставлять данные о счетах американских граждан – от Украины к США.

А полностью ратифицировать соглашение Украина собиралась еще год назад, обещав отправить первую отчетность уже в сентябре 2018 года. Но этого не произошло. К счастью, нас не включили в перечень стран, которые не выполняют условия закона, и не стали взымать налог с банковских перечислений из США на счета в украинских банках, хотя недовольство Посольства США было очевидным.

Как это работает?

FATCA обязывает иностранные банки и другие финансовые учреждения предоставлять информацию о клиентах, физических лицах, имеющих налоговую связь с США (гражданах США, резидентах США или лицах, родившихся в США), а также юридических лицах, среди бенефициарных собственников которых есть такие физические лица, в налоговую службу США — IRS. Предоставляемая информация включает номера счетов, обороты и остатки по ним общим значением – без конкретизации отдельных операций.

Если вы являетесь гражданином или налоговым резидентом США то, заполняя анкету в банке, нужно указать ваш налоговый номер и данные о том, что вы – резидент США. Если остаток по вашему банковскому счету превышает установленный лимит в $50 тыс., данные о вас и Вашем счете передаются в IRS. Параллельно законом установлено, что нужно обязательно самостоятельно задекларировать все такие иностранные счета в налоговой отчетности, подаваемой в США. Если данные от иностранных банков и в вашей отчетности не совпадут – у IRS могут возникнуть к вам вопросы.

Для того, чтобы стимулировать иностранные банки обмениваться налоговой информацией, США грозили драконовскими мерами в виде 30% налога на все платежи, совершаемые на счета в таких банках (даже если владельцы счетов не являются американцами).

Тут возникла сложность – законодательство большинства стран мира предполагало банковскую тайну и банки не могли просто так, без судебных решений о раскрытии банковской тайны, выдавать информацию IRS. США подумали и о такой проблеме, а также учли возможную сложность непосредственного взаимодействия с американскими государственными органами для иностранных банков (и для самих госорганов США, учитывая количество банков в мире). В связи с этим они предложили другим государствам самим собирать такую информацию и предоставлять ее США на основании международного договора (а заодно и отменить банковскую тайну для такого раскрытия информации).

Поскольку США являются первопроходцами в международном налогообложении, они разработали свою систему с требованием для всех стран работать именно в ней.

Какие изменения внесены в законодательство?

Одновременно с законопроектом о ратификации соглашения были проголосованы два других законопроекта: №2103, который вносит изменения в Налоговый кодекс, а также № 2102, который вносит изменения в законы «О банках и банковской деятельности» и «О депозитарной системе Украины».

Повторюсь – действующая банковская тайна является преградой для автоматического обмена информацией о банковских счетах с иностранными налоговыми органами. В связи с этим законодатель внес изменения в законы, регулирующие деятельность банков и депозитарных учреждений. Теперь они обязаны предоставлять налоговым органам информацию в объеме, необходимом для выполнения международных обязательств Украины по обмену налоговой информацией.

Кроме того, законодатель должен был установить порядок сбора такой информации налоговыми органами. Не обошлось и без штрафов – за нарушения в предоставлении такой информации налоговая может применять штраф в размере 100 минимальных заработных плат.

Не так страшна FATCA, как CRS

Система обмена данными с США в рамках FATCA для Украины – дорога с односторонним движением. Ратифицированное соглашение не предполагает обязательств США по взаимному предоставлению информации о счетах украинцев. К тому же американские банки пока еще не являются самым популярным местом хранения большого частного капитала из Европы – Швейцария удерживает лидерство в этой сфере.

В связи с этим Украине гораздо интереснее подключиться к формату обмена данными в рамках Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OESD), который происходит исключительно на взаимной основе. Государство должно отдавать информацию о гражданах своего визави, только если другое государство обязалось выдавать информацию взамен. Украина еще не подписала соответствующий многосторонний договор OESD. Принятие законодательства, разрешающего международный обмен налоговой информацией о банковских счетах – это важный шаг к подписанию этого договора и включению в систему автообмена OESD. Изменения в законодательство были внесены не только для обмена по FATCA, а по любым международным обязательствам Украины (можно сказать, что CRS пошел паровозом под этикеткой выдачи данных США). Но этот шаг не единственный, который нам оставалось сделать. Важно понимать, что Украине еще недостаточно доверяют в вопросах безопасности данных о счетах и транзакциях по ним – «Новой Налоговой» нужно пройти технический аудит своих систем, прежде чем OESD подтвердит наше право на участие в глобальной системе обмена.

Но принятый пакет законопроектов по ратификации FATCA –это не только один из шагов Украины к интеграции страны в международную систему обмена налоговыми данными, но и важный этап деоффшоризации.

*FATCA Закон о налоговой отчетности по зарубежным счетам (англ. Foreign Account Tax Compliance Act) более известный по аббревиатуре FATCA, был принят США в 2010 году, и направлен против уклонения американских граждан и резидентов от уплаты налогов.

*OECD— международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики— (англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD).

*СRS — (англ. Common Reporting Standard) стандарты автоматического обмена финансовой информацией для налоговых целей, разработанный OESD.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии

Все новости